Гипербарическая оксигенация в лечении аутизма PDF Print

Гипербарическая оксигенация в лечении аутизма

В журнале «Гипербарическая физиология и медицина» №1 за 2017 год опубликована статья авторов Е. Осиновской, Л.В. Поляковой, Н.С. Миркиной, проводивших исследования проблем аутизма в МОНИКИ им. М.Ф. Володарского и в Филиале №1 ЦКВГ им. Академика Н.Н. Бурденко. Поскольку проблема детского аутизма в последнее время приобретает все большую актуальность, считаем своим долгом поделиться основными положениями этой статьи с посетителями нашего сайта.


Авторы определяют аутизм как вид отчуждения, выражающемся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир личных переживаний. Его еще называют болезнью цивилизации, поскольку всего 60 лет назад это было настолько редкое заболевание, что о нем далеко не все знали.

Оксфордский толковый словарь общей медицины (2002 г) сообщает, что Infantile autism (ранний детский аутизм, РДА) – это редкое нарушение психики у детей, проявляющееся впервые в возрасте примерно двух с половиной лет. В течение последнего десятилетия многие авторы отмечают значительное увеличение заболеваемости РДА. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) сообщает, что каждый год количество детей, больных аутизмом, увеличивается на 13%, а Всемирная Организация Аутизма заявляет о том, что за последние 10 лет число детей с аутизмом выросло в 10 раз.

Россия в вопросе увеличения числа больных с аутизмом не отстает об общей тенденции. Проблема детского аутизма стала привлекать внимание в течение последних 5-7 лет. Российские исследователи и врачи стали больше внимания уделять поиску эффективных методов лечения. Одним из лечебных методов, показавших свою эффективность, стала гипербарическая оксигенация. Результаты своих работ российские ученые представили на 19 конференции ICHM в Белграде в 2017 году. Авторы считают, что из всех известных видов аутизма РДА является наиболее перспективным для лечения.

Существует общепринятое мнение, что ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение могут помочь ребенку с аутизмом. Исследования по методикам ранней диагностике ведутся, но пока специфических для аутизма методик не найдено. Результат лечения тем лучше, чем больше усилия прикладывают родители и специалисты. Роль родителей и их отношения к ребенку-аутисту очень велика. Что касается специалистов, то это не только педагоги, но и медики. Настойчивая работа и терпение всегда дают шанс на успех.

В течение 5 лет авторы лечили и наблюдали более ста детей в возрасте от двух до четырнадцати лет. Всего было 24 девочки и 82 мальчика. Наблюдались и оценивались следующие показатели: слишком высокая или слишком низкая двигательная активность, повышенная чувствительность к звукам и прикосновениям, затруднения при освоении новых движений, плохие навыки самообслуживания, социальные и эмоциональные проблемы, задержка развития речи или ее отсутствие, трудности обучения.

Специалисты проводили терапевтическое, неврологическое, психиатрическое наблюдения, лабораторные исследования, элетроэнцефалографию, Допплеровское исследование сосудов головы и шеи, объективную аудиометрию, пульсоксиметрию. Родители пациентов вели дневники наблюдения за своими детьми.

Лечение пациентов с РДА было комплексным и включало в себя соблюдение режима дня, диеты, физические упражнения, коррекционные, развивающие и речевые занятия, медикаментозное лечение и ГБО. Каждый курс ГБО состоял из 10-20 сеансов. Максимальный период наблюдения за пациентами составил 5 лет. За это время дети получили до 10 курсов ГБО.

При проведении ГБО очень важны были индивидуальный подход к каждому ребенку и помощь родителей. Однако результаты того стоили.

Пациент Д., 4 года. Перед началом лечения Д. негативно относился к происходящему, боялся окружающей обстановки и сотрудников отделения, плакал и не хотел идти в барокамеру. Мама старалась помочь своему ребенку и работе медицинского персонала. После трех курсов ГБО стал более осмысленным при обращении к нему, хотя и не разговаривает, но родители отмечают, что он стал их понимать и правильно реагировать на просьбы.

Пациент А., 6 лет. Также получил 3 курса ГБО. До начала лечения был замкнутым малоразговорчивым ребенком, относился к лечению в барокамере равнодушно, без каких-либо эмоций. Сейчас ребенок с удовольствием входит в барокамеру, стал доброжелательным, улыбчивым, разговорчивым.

Положительный эффект отмечен у 74 пациентов (69,8%). Отмечены улучшение двигательной активности и ритма движений, памяти и способности концентрироваться. У школьников улучшились взаимоотношения со сверстниками, легче стал восприниматься учебный материал. Агрессивность и импульсивность поведения уменьшались, стали формироваться навыки самообслуживания. У детей двухлетнего возраста отмечено значительное развитие речи.

Ни одного отрицательного эффекта от ГБО отмечено не было. У 17 человек (16%) результат признак как «удовлетворительный» - у них зафиксировано улучшение от одного до трех параметров. Только у 15 детей (14,2%) не было никакого эффекта от лечения, что авторы объясняют недостаточным количеством курсов ГБО или различием факторов, приведших к развитию аутизма или с тем, что родители не следовали медицинским рекомендациям.

При оценке результатов лечения авторы сравнивали результаты у мальчиков и девочек, поскольку мальчики страдают аутизмом чаще, чем девочки. Результаты представлены в таблице. 

Результаты применения ГБО у детей с аутизмом

Хороший – 74 (69,8%), Удовлетворительный – 17 (16%), Без эффекта – 15 (14,2%)




















Лечение детей-аутистов требует большого терпения. Девочка М. начиная с 2014 года, когда ей было 5 лет, получила 5 курсов ГБО. До начала лечения была гиперактивна, возбудима с периодическим проявлением агрессии по отношению к матери. Имела плохую координацию,  эмоциональные проблемы, трудности обучения, навязчивые движения в виде прыжков.  Нередко рисовала, но ее рисунки не имели определенной формы, казались неосмысленными (рис.1).  Из таблицы видно, что мелкая моторная и визуально-моторная координация улучшилась у одной трети детей. Навыки общения улучшились у одной пятой пациентов, а вот навыки самообслуживания, развитие общих двигательных навыков и развитие речи улучшились в большом количестве случаев. У девочек все улучшения были выражены больше, чем у мальчиков. Лечение оказало серьезное влияние на развитие речи у детей-аутистов: 79% девочек и 71% мальчиков «разговорились», что значительно улучшит их социальную адаптацию.  




 После двух курсов ГБО, через год после начала лечения, стало ясно, что она рисует девочку: появилось изображение платья и косичек (рис.2).  


В течение следующего года на рисунке появились изображения лиц и даже эмоции в виде грусти или улыбки, изображения ног. Отмечено улучшение координации движений, памяти, возбудимость и агрессия уменьшились.  

Мальчик Костя, 6 лет. Он получил 8 курсов ГБО (по 2 в год). Процедуры начали проводить, когда ребенку было 2 года. Он был замкнут, не улыбался, не шел на контакт с медицинским персоналом, плакал. В настоящее время он с удовольствием идет в барокамеру.  

Применение  ГБО у детей с симптомами аутизма дает шанс улучшить их состояние, облегчить их будущую социальную адаптацию и предотвратить развитие необратимости состояния.  

Возможно, наша задача заключается в выявлении тех соотношений характеристик пациентов и параметров методов лечения, которые позволят получить оптимальный результат в каждом конкретном случае. Количество детей с аутизмом становится все больше. Эти дети  - часть нашего будущего. Каким оно будет, зависит от нас. Если мы можем его немного улучшить, давайте попробуем это сделать.